Стэнли Пранин «Айкидо и оружие: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?»

Те, кто сегодня практикуют Айкидо, фактически разделены на два лагеря. Одни убеждены в необходимости занятий с оружием, тогда как другие утверждают обратное. Так, например, официальная позиция Айкикай Хомбу свидетельствует, что тренировки с оружием не является частью Айкидо.

Техника «Такемусу Айкидо» базируется на одном из фундаментальных принципов стиля «Ивама Айкидо» — концепции Ри-Ай, разработанной О’Сенсея и переданном Сайто Сэнсэю во время его тренировок в Ивама-додзё.

Ре-Ай включает комплексное обучение трем составным частям боевой системы: Тайджитсу, Айки Кен и Айки Дзё. Ядро каждой из которых составляют основные принципы движения тела. Основателем было хорошо развито практику и философию каждой из трех составляющих системы, а вместе они создали единое, целостное искусство Айкидо.

Сейчас в некоторых группах Айкидо распространяется мнение насчет не важности тренировок с оружием, в связи с чем сокращаются или вовсе отменяются практики Буки-ваза. Часто это связано с нежеланием понять для чего Основатель потратил столько лет (в 1922 году — 6 месяцев практики Ходзоин-рю содзютсу, 1937 — 1942 гг Касима Синто-рю кендзютсу, 1931 — 1933 гг дзюкэндо) на тренировки с оружием, а часто — связано с банальной человеческой ленью и нежеланием старательно практиковать. С другой стороны, некоторые организации пытаются исправить это положение, изучая другие стили меча и дзё. Эти традиции отличаются от Айки Кен и Айки Дзё О’Сенсея и поэтому они не могут быть объединены с техникой тела в Айкидо (то есть Тайджитсу), так же, как это сделал О’Сенсей, согласно его концепции Ри-Ай. Тайджитсу должно брать за основу технику с оружием. В свою очередь, движения тела при практике с оружием должны усилить собой техники в Тайджитсу. К счастью, многие из всемирно известных инструкторов получил эти разъяснения от Сайто Сэнсэя во время подготовки к аттестации по 5-уровневой системе свидетельств Буки-ваза, которую им было развито с целью сохранения и передачи в неизменном виде Айкидо О’Сенсея.

Краткое примечание о практике с Бокен и Дзё

Наборы движений и техник (мокуроку) предназначены не только для того, чтобы ознакомить последователя (деси) с техниками работы с Бокен и дзе, но также для усвоения основных принципов телодвижений в Айкидо. Главный акцент делается не на изучении техники боя с оружием, а на развитие понимания объединенного подхода к изучению движений тела как с оружием так и без нее. После усвоения, эти техники объединяются в динамичную и эффективную систему самозащиты.

История оружия в Айкидо

К сожалению, нам немного известно о практик О’Сенсея с оружием. Однако, по крайней мере два исследователя истории Айкидо поделились с айкидока известной им информацией, а именно: деси Основатель Джон Стевенс и редактор Айки Журнала (ранее — Айкиньюз), Стэнли Пранин. Благодаря их усилиям установлено, что О’Сенсей изучил широкий диапазон различных искусств боя с оружием и сформировал современное Айкидо на принципах оружия. Первичный технический влияние на Айкидо безусловно мало Дайто-рю Айкидзюдзютсу Сокаку Такэды. Он был главным преподавателем О’Сенсея в период с 1915 по 1930 годы. Известно также, что школа Дайто-рю породила технику Тайджитсу в Айкидо, но менее известно, что Такэда имел право на преподавание Оно-ха Итто-рю кендзютсу, а также то, что он учился в Сакакибара Кенкити — мастера Дзикисинкаге-рю кэндзютсу.

Что касается практики Дзё, то в 1922 году Сокаку Такеда приехал в Морихэя Уэсиба в Аябэ, где преподавал Будзюцу течение шести месяцев. После его отъезда О’Сенсей проводил ночи, практикуя удары копьем по шарикам, подвешенных на веревках. Эта практика соответствовала методам тренировок в Ходзоин-рю Содзюцу (искусство боя с копьем), а как известно, Такэда получил диплом с этого Будзюцу от своего отчима.

Также, клятва на крови (кеппан) в Касима, подписанная кровью О’Сенсея в 1937 году, свидетельствует, что Основатель изучал Касима Синто-рю (1937-1942 гг.). Влияние этой школы очевиден при наблюдении за практикой Куми-тачи. Кроме того, он учился Ягю-рю в Масакацу Накай (1903-1908 гг.) И также в Косабуро Семодзи, с которым у О’Сенсея были близкие отношения.

Следует заметить, что О’Сенсей изучал дзюкэндо (техника штыкового боя), во время прохождения службы в армии в начале 1900-х годов и позднее, в 1931 — 1933 годах, в Тояма Гакко (Школе высшего офицерского состава).

Как стало известно, О’Сенсей, будучи знаком с Куки Такахару, изучал Куки Син-рю, мистическое искусство Ямабуси или горных воинов. Курама — это горный регион недалеко от Осаки. Он известен, как жилье горных отшельников и в один из периодов своей жизни (середина 1920-х) Уэсиба некоторое время находился там. Основное оружие Ямабуси — Дзё и согласно мнению Джона Стевенса, Куки Син-рю имело значительное влияние на технику Айки Дзё. Куки Син-рю также известна, как одна из девяти традиций Тогакурэ-рю ниндзюцу. На одной из фотографий 33-го мастера Тогакурэ-рю, Тосицугу Такамацу Сенсея, последний отражен в позиции, которая мало чем отличается от стойки с Айки Дзё. Также, большинство техник Дзё-дори в Тогакурэ-рю очень похожи на подобные методы в Айки Дзё, хотя конечно, этот вопрос следует изучить подробнее.

О’Сенсей, конечно, существенно изменил технику работы с оружием, поскольку он рассматривал меч, как Айки Кэн, а дзе, как Айки Дзё. Им были внесены изменения в положение тела, его движения, дистанции и направления входа. Многие движения претерпело упрощения, в результате чего древняя техника превратилась в систему, которую мы имеем сегодня.

Поздняя история оружия в Айкидо

Поздний период истории формирования системы Буки-ваза в Айкидо связан с именем Морихиро Сайто Сэнсэя. Ранее говорилось о том, что в мире Айкидо имеет место разделение между сторонниками и противниками практики с оружием. Причиной этого, прежде всего, служили личные и политические интересы некоторых Шихан. Однако, всеми ими Сайто Сэнсэй беспрекословно признан, как технический эксперт и главный сторонник оружия в Айкидо. Он прожил 23 года (с 1946 по 1969 г.г.) в Ивама бок о бок с О’Сенсея в качестве учидеши. Сайто Сэнсэй был учеником основателя больше, чем кто-либо другой и именно он в свое последнего дня оставался преданным последователем Айкидо О’Сенсея.

Сайто Сэнсэй неоднократно говорил о том, что Основатель развивал и преподавал свои собственные формы работы с оружием именно в Ивама в послевоенный период и только иногда демонстрировал их снаружи Ивама. Сайто Сэнсэй был единственным деши О’Сенсея, которому Основатель, еще при жизни позволил преподавать оружие. Именно по его воле, начиная с 1959 года, Сайто Сенсей по воскресеньям проводил тренировки с Буки-ваза в Токийском Хомбу Додзё. К сожалению, в дальнейшем эти Кейко были отменены.

Следует отметить, что многие студенты обращаются к практике Синдо Мусо-рю Дзедо и Катори Синто-рю Кендзютсу, чтобы добавить их к Айкидо. Бесспорно, что сами по себе техники обеих школ представляют большую ценность, как воинские искусства и вполне могут существовать самостоятельно.

Сайто Сэнсэй утверждает, что различные движения работы с оружием, были взяты О’Сенсея из традиционных систем, после чего модифицированные им в разрезе творческой концепции Ри-Ай. На самом деле, Сайто Сэнсэй просто собрал и упорядочил большую множество разнообразных движений и техник, выполнявший О’Сенсей, расставил их в логическом порядке и систематизировал их так, что они стали легки для понимания и изучения. Таким образом, например, появились 13 Дзё ката, 31 Дзё ката, Куме Дзё и тому подобное. Они основаны на тех формах, Сайто Сэнсэй наблюдал в О’Сенсея и составляют из себя логическую многоуровневую систему, которая за эти годы развилась в настоящее боевое искусство.

Именно по этой причине, практикующие Синдо Мусо-рю или Катори Синто-рю не смогут получить те же выгоды, которые станут очевидны для тех, кто практикует Айкидо так же, как это делал О’Сенсей, то есть объединяя Тайджитсу, Айки Кен и Айки Дзё.

Практика Меча

Практика меча является одной из трех жизненно важных частей обучения Такемусу Айкидо или Ивама-рю Айкидо, которое преподавал Морихиро Сайто Сенсей — Главный инструктор (9 Дан) и хранитель Айки Святыни в Ивама.

Для тренировок используется бокен. Это деревянный меч, обычно из японского дуба, слегка изогнутый, на нем нет цубы, или гарды. Вес меча не важна и каждый волен использовать удобный для него бокен, однако, лучше практиковать с трудным. Так, тяжелый бокен иногда используется для танрен-учи, или нанесения интенсивных ударов по резиновой автопокришци или связке ветвей.

Меч, практикуемый в Айкидо отличается от практики в других стилях. Например, в кэндо используется прямой меч или синай с Цубоя. Техника работы с ним прямолинейная как в нападениях так и в защите. В Айкидо также не применяется До или нагрудник.

И хотя в наше время никому не позволяют носить меч, практика работы с ним позволяет получить много преимуществ.

Во-первых — на физическом уровне. Регулярная практика меча укрепляет руки и плечи, а когда используется вместе с киай — усиливает работу хара (мышц живота, добавляют мощности движениям тела). Эта практика также разрабатывает дыхание, поскольку, когда меч поднимается, мы делаем вдох. Когда рубим, выдох.

Подобного рода практика объединяет технику с дыханием, в результате чего отдельные техники самозащиты могут быть выполнены в течение одного цикла дыхания.

Во-вторых — Практика меча имеет непосредственную связь (Ри-Ай) с Тайджитсу, которая является основой техники самозащиты Айкидо. В феодальной Японии техники, подобные тем, которые практикуются сейчас, использовались против нападающих, которые захватили руки мастера меча с целью предотвратить его выхватывание или нанесению удара. С изучения этой техники и начиналась разработка Айкидо.

С другой стороны, важна связь (Ри-Ай) между практикой меча и Тайджитсу — тай-сабаки, что возможно перевести как «правильный и достаточно экономичный уход тела с линии атаки».

Практика Айки Кен намного ускоряет процесс обучения тела действовать, как единое целое. Только в условиях, когда тело способно действовать, как единое целое, возможно развить хороший тай-сабаки, то есть способность быстро избежать атаки (в течение одного цикла дыхания). Благодаря такому тай-сабаки вероятность выживания очень сильно возрастает. Под термином «выживания» в данной ситуации мы имеем в виду способность преследовать Ваши цели без того, чтобы быть застигнутым врасплох. В противном случае, Вы «теряете Ваш центр», и, как следствие — возможность эффективно действовать в критических условиях. Для тех, кто идет по пути Будо, все события в жизни — это испытание Вашего центра. Ваша способность выживать зависит от Вашей возможности «читать» действия противника и эффективно реагировать на неожиданно возникающие ситуации.

Изучение Боевого Искусства позволяет выжить, не прибегая к попыткам покорить или победить других людей. Таким образом, практика меча производит то, к чему мы все стремимся — совершенную технику.

Во время атаки оружие физически превосходит человеческое тело, независимо от того, насколько оно развито. Мышцы не способны противостоять порезам ножа, кость — выдержать рубящий удар стального клинка, поэтому нашей первой реакцией должно быть прекращение атаки до ее начала.

В-третьих — при обучении исключительно Тайджитсу, где рука (нога) действует против руки или рука (нога) против ноги, всегда есть возможность сделать ряд технических ошибок, которые, при систематическом повторении, приведут к плохим навыков. Когда Вас атаковали оружием (нож, разбитая бутылка, металлический прут), подобная ошибка приведет к серьезным травмам или стоить Вам жизни. Практикуя техники Буки-ваза, деши (ученик) должен понять важность правильных движений тела, а также возможность завершить технику несколькими способами (Хэнка).

В Айкидо удары меча, главным образом, вертикальные (также круговые удары, но они требуют отработки круговых типов тай-сабаки). В дальнейшем, этот вид атаки может быть трансформирован в прямой удар руки, ноги, ножа или выстрел. Чтобы избежать повреждений и травм, не достаточно просто сделать шаг назад или вперед, необходимо уйти с линии атаки, а затем пытаться выполнить любую техническую действие.

Очень часто во время Кейко в Тайджитсу деши совершает ошибку, не очевидна для него или остальной части группы. В этом случае инструктор предлагает ему выполнить технику снова, но против меча. Поскольку линия атаки меча очевидна, ошибка разоблачается очень быстро и техника становится более понятной.

 

В-четвертых — Практика меча очень важна для отработки двух других аспектов Боевого Искусства — дистанции (Ма-ай) и способности «прочитать» намерение противника Вас атаковать.

В Айкидо обучение технике меча состоит из нескольких частей. Субури — это ряд ударов и перемещений с мечом, выполняемых с соответствующим ритмом дыхания и распределением силы. Также есть Хаппо-гири — где мы выполняем удары в восьми направлениях. Эти техники могут выполняться дэши индивидуально в любое время, одновременно улучшит технику Тайджитсу, но при ум